«Станем чемпионами — попробуем пиво»Спортсмены братья Надыршины — о покорении Екатеринбурга, отрезанных косичках и обиде за хоккей на траве
Братья Артем и Артур Надыршины живут в Екатеринбурге с 16 лет. Они переехали из небольшого башкирского города Белорецк, чтобы заниматься не самым популярным в России видом спорта — хоккеем на траве. It’s My City узнал, как спортсмены осваивались в мегаполисе и доказывали тренерам, что могут стать лучшими, почему в Индии хоккеистов воспринимают как звезд, а на родине — нет, отчего они гордятся президентом клуба Евгением Горенбургом. История братьев Надыршиных — продолжение цикла публикаций «Горожанин», подготовленного в партнерстве с компанией «Атомстройкомплекс».
«Приходилось бегать по квартирам, чтобы собрать народ»
— Мы родились и выросли в башкирском городе Белорецке с населением примерно в 65 тыс. человек. Во 2–3 классе мы пришли в спортивную секцию, где на выбор было три занятия — хоккей на траве, хоккей с мячом и футбол. Изначально мы пришли на футбол, потренировались, а в сентябре нам вдруг выдали клюшки. Когда старшие ребята уехали на соревнования, у тренера появилось время и нам тоже дали попробовать. Постепенно начали играть в команде, выезжать на всероссийские соревнования: впервые в составе белорецкой команды поехали в Азов, соревнования назывались «Травушка». Заняли пятое место, обыграли одну из двух команд Казани, и это считалось очень круто.
Хоккей на траве — спортивная командная игра с клюшками и мячом. Цель — забросить мяч в ворота соперника из площади его радиуса большее число раз, чем это сделает команда соперника за 60 минут. Фото: Марина Молдавская/It’s My CityБывало, что на тренировку мы приходили только вдвоем. Нам приходилось искать людей, бегать по квартирам, собирать народ, чтобы позаниматься вместе или хотя бы просто завести их на поле. Многие ребята ходили в основном на футбол, а хоккеем на траве мало кто интересовался, но желания бросить этот вид спорта у нас не возникало.
Иногда ребята приходили на тренировки только вдвоем. Фото: Марина Молдавская/It’s My City«Мы были никакие»
— Как-то к нам в гости приехала тетя. Она сама из Белорецка, но в свое время переехала в Екатеринбург и освоилась здесь. Мы учились в 9-м классе, готовились к экзаменам. Она спросила, чем хотим дальше заниматься и предложила два варианта: спорт или учеба в институте МЧС. Понятно, что нам ближе первый вариант. Тетя нашла нам тренера — Волкова Юрия Борисовича, он приютил нас в училище олимпийского резерва, куда мы поступили. Поехали на первый просмотр. Мы были никакие, «сырые»... Но в нас поверили, увидели потенциал. Мы поступили в училище, заселились в общежитие, прожили там пять лет. От мамы отрываться было тяжело, конечно.
«Однажды тренер отрезал нам косички»
— Екатеринбург нас впечатлил тем, насколько он яркий, освещенный и красивый. В Белорецке ты ходишь в темноте, а тут — фонари, светло, все видно. Есть торговые центры, места, куда сходить. В Белорецке же один ТЦ — и тот одноэтажный. Первое время терялись в «Гринвиче», позже начали уже ориентироваться. Еще мы часто ездили в «Мегу», чтобы попить бесплатно газировку в буфете: покупаешь мороженое и стакан и пьешь сколько хочешь. Это потом мы стали питаться правильно, решили, что будем ответственно ко всему подходить. Мы должны были доказать тренерам, которые в нас поверили, что они не просто так нас взяли.
Братья Надыршины решили доказать екатеринбургским тренерам, что в них не зря поверили. Фото: Марина Молдавская/It’s My CityТренеры бывали жесткими, воспитывали нас. Когда-то у нас были модные прически с длинной прядью на затылке, как у Димы Билана. Однажды после проигрыша на соревнованиях тренер объяснил, что свой профессионализм нужно не через прически выражать, а больше работать над собой и тренироваться. Он подошел и отрезал косички. Мы зла не держим, не зря с нами были требовательными, много что отложилось.
«Мама, нам зарплату дали!»
— Когда мы были уже в Высшей лиге (второй по силе дивизион), начали получать зарплату: там было немного, пара-тройка тысяч. Но, представляете, два месяца мы жили в Екатеринбурге и не знали, что за то, что мы играем, дают деньги. Как-то в конце месяца Юрий Борисович говорит: «Братья, зайдите в кабинет». Мы напряглись, думали, сейчас будет выговор. Зашли, а он сует нам деньги. Мы начали отказываться: мол, нет, не надо, нам мама высылает, у нас есть. «Мы не возьмем деньги!» Потом он нам объяснил, что у всех спортсменов есть ставка. Тогда уже мы поняли и обрадовались. Ничего себе, в 16 лет уже деньги получаем! Звоним маме и говорим: «Мама, нам зарплату дали!» С тех пор не брали деньги у мамы.
Потом нас взяли в Суперлигу. Бывало, что нам нельзя было обоим играть одновременно, было только одно место. Иногда мы менялись майками — один играет первый тайм, другой — второй. В команду мастеров «Динамо-Строитель» нас привлекли на третьем курсе. Здесь мы уже играем пять лет.
«Уберите, пожалуйста, свой чехол с гитарой»
— Хоккей на траве — специфический вид спорта, о котором, к сожалению, мало кто знает в России. В 80-е годы на Олимпийских играх в Москве наша национальная сборная стала бронзовым призером, но с годами этот вид спорта стал отходить на второй план. Если приезжаешь в Европу или в Индию, где этот вид спорта появился, тебя встречают как звезду, берут автографы, фотографируются, однажды даже футболку просили отдать. Когда выезжаешь на сборы в Голландию и Германию, расслабляешься, потому что находишься в своей тарелке, твой вид спорта знают. Выходишь с клюшкой и тебе кричат: «Красавчик!» Приятно, что этот вид спорта там ценят, они видят в тебе суперзвезду. У них на первом месте крикет, а хоккей на траве — второй по популярности. Это незабываемые эмоции, когда ты выходишь на поле, а там несколько тысяч человек. Они кричат, стоит такой гул, эмоции зашкаливают. Заряжаешься этим, столько людей на тебя смотрят. Это придает уверенности в своих силах, начинаешь получать еще больше удовольствия от того, чем занимаешься.
Артем на соревнованиях в Индии / Фото: World sport pics
Артур на соревнованиях в Германии / Фото: World sport picsЕсли бы у нас в стране и в городе так было, было бы вообще замечательно. Одно время, когда мы ездили в автобусе с клюшками в чехле, нам постоянно говорили: «Уберите, пожалуйста, свой чехол с гитарой». Обидно, что не признают этот вид спорта. Но сейчас мы стали его популяризировать в соцсетях, в клубе наладили трансляции матчей, они проходят во «ВКонтакте». Даже люди из других городов пишут: «Как клево, а следующий матч покажете?»
Когда приезжаем в Белорецк, если есть возможность, с удовольствием проводим мастер-классы для детей, показываем, что умеем, пытаемся мотивировать своим примером. У ребят глаза горят, они хотят этим заниматься. Они знают, что мы играем в Екатеринбурге, смотрят трансляции наших матчей, а потом скромно добавляются во «ВКонтакте». В какой-то степени мы чувствуем ответственность перед ними, ведь мы начинали по сути с этого города и поля. Ребята интересуются, как живется в Екатеринбурге, можно ли сюда попасть. Мы говорим, что все реально. Хорошо, если кто-то последует примеру, но каждому свое. Если кто-то из них останется в своем городе и начнет развивать и популяризировать хоккей на траве там — это тоже круто.
«Вот если бы у нас в детстве такое было»
— Мы живем на Широкой речке в жилом комплексе NOVA Park, который строила компания и многолетний спонсор нашей команды «Атомстройкомплекс». Рядом с нами проходит граница с Академическим районом. Кстати, в свое время наша тетя тоже жила на Широкой речке, мы даже приезжали к ней в гости.
Мы кайфуем от района. Нравится, что все рядом — магазины в пешей доступности, в 15 минутах ходьбы торговый центр, в нем есть фитнес-зал, куда мы ходим тренироваться. Кафе на районе тоже есть. Но самое главное, когда выглядываешь из окна — смотришь на современную детскую площадку и удивляешься, что такие есть. У нас вот в Белорецке — просто дорога. А тут в комплексе с площадкой еще и футбольный корт. Вот если бы у нас в детстве такое было, мы бы не вылезали оттуда. Дети играют, мы тоже выходим мяч побросать в баскетбольное кольцо или позаниматься. Идеально, что есть турники. Когда приехала мама в гости, она просто обалдела от всего этого.
Братья Надыршины на спортплощадке во дворе дома. Фото: Евгения КадниковаИногда ходим в театры, недавно были в Театре драмы, бываем в парке Маяковского или по набережной гуляем. Из всех кафе больше всего нравится Simple Coffee: классно взять там миндальный латте и сырники. По клубам мы не ходим, в бар можно зайти с друзьями. Но мы не пьем алкоголь, нам это неинтересно, мы его даже не пробовали. А смысл? Что он может нам дать? Многие спрашивают: «А как вы тогда расслабляетесь?» Да как и все — посмотрел кино, прогулялся, позанимался, книжку почитал. Вот и расслабился.
Но был забавный случай. Мы ездили в Чехию на предсезонный турнир, как известно, страна славится своим пивом. После какой-то игры мы сидели напряженные, были недовольны собой в игре. В раздевалку заходит тренер и говорит: «Братья, да выпейте уже пива и расслабьтесь!» Вот кому тренер вот так разрешал выпить пива? Но пиво тогда мы так и не попробовали. Вот когда станем чемпионами — обязательно попробуем. Только хорошее, пусть будет чешское.
«Твой президент клуба у Дудя!»
— В свободное время любим читать, Артем закончил недавно «Триумфальную арку» Ремарка. Смотрим на YouTube канал «Редакция», Ирина Шихман с «А поговорить» тоже крутая, Дудя тоже смотрим. Есть проект «Вместе», где очень хорошо раскрывают гостей.
Ребят можно встретить в Театре драмы, на набережной или в парке Маяковского. Фото: Марина Молдавская/It’s My CityСледим за жизнью города, и, конечно, бывали на фестивале Ural Music Night. Это крутой фестиваль, жалко, не всегда попадаем на него из-за соревнований. Видно, как это мероприятие каждый год объединяет людей. А когда его организатор Евгений Горенбург — президент твоего клуба, это вдвойне круче. А потом в какой-то момент ты смотришь Дудя и думаешь: «Твой президент клуба у Дудя был!»
Своим отношением к делу нас вдохновляет Роналду. Посмотрите на него, он до сих пор играет на таком же высоком уровне, следит за собой, у него даже процент жира в организме всего семь процентов. Помимо футбола он занимается в зале ежедневно. Он мог бы закончить уже заниматься спортом, у него много денег, все есть, о чем еще можно мечтать? А он продолжает любить свое дело и относиться к нему профессионально. Глаза горят у него до сих пор.
Будем продолжать работать над собой. Хотелось бы когда-нибудь поиграть в Европе, но надо сначала здесь чемпионами стать, нам с командой много чего еще нужно выиграть.
Партнерский материал.
